БПЛА и беспилотные системы в Сколково
Командировка в Сколково на Международный форум "Беспилотные системы" началась со службы безопасности со стороны Анкеты на сайте, до входного контроля на предмет вноса своих беспилотников и подобных устройств. И это ожидаемо! За три года СВО уже каждый гражданин в России понял и принял всеми частями туловища, что БПЛА являются угрозой и опасностью. Тем приятнее стало моральное впечатление от форума его праздничное оформление, мультимедийность визуальных презентаций, дизайнерская проработка выставки и стендов, а самое важное - обширная гражданская экспозиция всевозможных летающих и наземных самоходных и летающих устройств.
Форум "Беспилотные технологии" в Сколково стал настоящей демонстрацией прогресса в области беспилотных авиационных систем (БАС). Количество представленных компаний и технологий впечатляет: более 1000 единиц техники на выставке, что в разы превышает показатели 2019 года, когда их было всего две.
Было представлено видимое разделение на летающие аппараты и наземные устройства. Летательные БПЛА тоже заметно делятся на группы: самолетного типа - и по сути напоминают авиамодельный спорт, используются в облете обширных территорий с/х, нефте-, лесного хозяйства. И очень много разработчиков и производителей дронов от инженерно-изящных до каких-то неказистых коробок с пропеллерами.
Это свидетельствует о стремительном развитии отрасли и растущем интересе к беспилотным технологиям. Не случайно на выставке было более 11 иностранных делегаций со всех континентов из Турции, Эфиопии, Чили и других. Все живо интересуются, шпионят и изучают положительный и негативный опыт изготовления и использования беспилотников. Однако вместе с успехами появляются и вызовы, которые необходимо решать для дальнейшего роста и безопасного внедрения БАС в различные сферы жизни. И вот тут наступает очередь программистов и ИТ-специалистов показать свою работу, поскольку без умной начинки все эти железки всего лишь мертвое оборудование.
Основные проблемы и пути их решения
Кроме красивой показательной части форума нам, специалистам в области ИТ, наибольший интерес вызвали кабинетные сессии и обсуждения накопившихся задач и проблем. В зале на 100 человек в присутствии китайских поставщиков шёл разговор о замещении микросхем российскими аналогами, точнее внедрение своих национальных ноу-хау, чтобы быть суверенными и независимыми в комплектующих.
1. Полная автономность беспилотников
Одной из ключевых задач является превращение беспилотных летательных аппаратов в действительно автономные устройства, полностью исключающие участие человека в управлении. Это требует развития технологий искусственного интеллекта (ИИ) и информационных технологий (ИТ), которые смогут обеспечить надежное и безопасное управление. Исключение человеческого фактора не только повысит эффективность, но и минимизирует риски, связанные с ошибками оператора, исключит риски диверсий и сделает беспилотники прогнозируемыми в пространстве машинами. И здесь опять вопрос к нашей братии айтишникам и робототехникам - огромное поле для ума и труда людей, работающих в отрасли.
2. Устойчивость к помехам и надежность связи
Современные беспилотники должны быть способны работать в условиях сильных радиопомех и шума. Для этого необходимо внедрение технологий, позволяющих устройствам адаптироваться к различным частотным диапазонам и сохранять стабильную связь с оператором или управляющим центром. Это особенно важно для выполнения задач в сложных условиях, таких как спасательные операции или работа в густонаселенных районах.
3. Кибербезопасность
Сохранность передаваемых данных и защита от кибератак — еще одна важная проблема. Перехват управления или данных может привести к катастрофическим последствиям, особенно если речь идет о дронах, используемых в военных или промышленных целях. Разработка надежных систем шифрования и защиты информации должна стать приоритетом для разработчиков.
. Безопасность в воздушном пространстве
С увеличением количества беспилотников в небе возникает необходимость создания "правил дорожного движения" для воздушного пространства. Это позволит избежать столкновений, упорядочить маршруты и обеспечить безопасность как для беспилотников, так и для пилотируемых летательных аппаратов. Введение таких правил потребует совместной работы государственных органов, разработчиков и операторов.
5. Стандартизация и унификация
Разнообразие конструкций и технологий, используемых в БАС, может стать препятствием для дальнейшего развития отрасли. Создание единых стандартов и открытых протоколов позволит упростить интеграцию новых устройств, повысить их совместимость и ускорить внедрение инноваций.
6. Контроль и идентификация
Особое внимание следует уделить контролю за использованием беспилотников. Необходимо разработать системы автоматической идентификации, которые смогут различать мирные устройства, такие как сельскохозяйственные или пожарные дроны, от потенциально опасных. Это поможет предотвратить использование беспилотников в преступных целях, например, для транспортировки запрещенных веществ или взрывчатки. Уже сейчас есть модификации беспилотников с размещением газоанализаторов для использования в вдоль газопроводов, вот что-то подобное по улавливанию взрывчатки должно появиться у каждого мирного дрона.
7. Перспективы развития
Беспилотные технологии открывают огромные возможности для различных отраслей: от сельского хозяйства и логистики до медицины и экологии. Например, дроны уже активно используются для мониторинга полей, доставки медикаментов в труднодоступные районы и тушения пожаров. Дроны с инфракрасными датчиками и передачей потока на экран оператора позволяют быть охранниками на удаленных объектах, передавая не просто параметры движения, а распознавая контуры животного или человека. Беспилотники используют в геологоразведке месторождений, в контроле вырубки лесов, в подсчете количества деревьев и других статистических наблюдениях. Там где раньше человек с рюкзаком ногами обходил территории за много дней, теперь облёт занимает пару часов. Однако для полного раскрытия их потенциала необходимо решить перечисленные выше проблемы неба и технологий.
Беспилотные транспортные наземные машины
Личной целью посещения форума стал интерес к наземным самоходным тележкам. Тоже удивил огромный скачок количества производителей различных моделей. Особый интерес к военной тематике и возможности сохранить жизнь человеческого ресурса русской армии, используя автоматические платформы подвоза снарядов и вывода раненых. Самый большой тоннаж в 1500 кг представлен компанией из Сколково, машина оснащена аккумуляторами и имеет генератор для их подзарядки, принята на вооружение МО. уже используется в боевых условиях, это уже настоящее театра войны.
И второй значимой находкой стала беспилотная платформа от Дронхаб, умеющая ездить по пересеченной местности. И скажу для непосвященных, что уметь определять упавшее дерево, холм, препятствие в виде избы, дорожного столба для машинного зрения стало целым прогрессом. Пока такую технологию ИИ и радара может позволить ставить на БАС только богатые заказчики для дорогих проектов использования на Севере для нефте-газовой отрасли.
Форум "Беспилотные технологии" в Сколково стал важной площадкой для обсуждения этих вопросов. Он показал, что отрасль находится на пороге нового этапа развития, где ключевую роль будут играть инновации, стандартизация и безопасность. Впереди еще много работы, но уже сейчас ясно, что беспилотные технологии станут неотъемлемой частью нашей жизни в ближайшем будущем. И вот даже такой кейтеринг-мобиль - пока только будущее! Чтобы он перемещался в городе по маршруту должны быть готовы как инфраструктура, так и общество.
И, конечно, на любой таком представительском мероприятии всегда очень много встреч с очень интересными людьми. Так и здесь в Сколково познакомились и обменялись опытом с практиками инженерного сектора, с продажниками инновационных предприятий и руководителями проектов. На секции Национальный характер дронов обсуждали менталитет русского разработчика, пресловутый Левша от БПЛА, наши русские изобретатели по-прежнему сильны идеями, воплощают их тоже на свой ум и задумки. И задача вот таких открытых форумов презентовать друг друга и не изобретать велосипед. Многие программные и инженерные решения уже есть в НИИ и АНО, цель объединения талантливых инженеров и активных инвесторов на благо развития отрасли.
Технический директор АНО ЦБСТ Дрозд Александр Степанович и Косицына Татьяна Владимировна на обсуждении возможностей технологического партнерства с АНО ЦЕНТР БЕСПИЛОТНЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ https://cbst.ru/
С уважением, руководитель Косицына Татьяна, инженер с опытом работы в отрасли более 15 лет.