Пятница 13-е. День программиста. 2-я конфа ИТ-сообществ
Впечатления по итогам Второй межрегиональной конференции ИТ-сообществ
В прошлом 2023 году через год после начала СВО прошла 1-я конференция ИТ-сообществ, чтобы обсудить изменившиеся условия работы в отрасли. И напомним, что тогда речь шла об информировании профессионального круга лиц об успешном опыте импортозамещения в короткие сроки, началом работы "Цифровых кафедр" в ВУЗах, объединении компетенций регионов через создание партнёрства.
И вот по прошествии года снова много изменений в ИТ, в стране мобилизационная экономика, в образовании бум и рост желающих быть программистами. И неслучайно повестка дня и первая часть рабочей встречи конференции была под названием "Образование и кадры" - к чему идём, кого готовим, кто будет работать в ИТ уже завтра.
От организаторов АПКИТ и ИТ-Кластер Сибири выступили Комлев Н.В. и Тимофеечев А.М. Также прилетели и были спикерами представители Новосибирска, Красноярка, Алтая, Барнаула, Омска в лице нашей веб-студии Атолл разработчики сайтов и программных решений в Омске.
Основные тезисы и линия докладов этого дня.
2024 год - снова переходное время мобилизационной экономики, ставка государства на крупный бизнес и государственные корпорации, кем удобно управлять и ставить глобальные задачи. И время вызова мелким и малым предприятиям - выжить! в эпоху "Экономика данных".
Отсюда предложение внести изменения в 44-ФЗ и выделять квоты в размере 10% для исполнителей из региона места оказания контракта.
В глобальном федеральном проекте "Экономика данных" заложено в бюджете 2,3 триллиона рублей на развитие ИТ-отрасли, но одними деньгами вопрос развития не решается. Нужны специалисты, программисты, сотрудники ИТ, нужны преподаватели. Как обычно кадры решают всё. И острый вопрос - где взять эти кадры в столь короткое время.
За последние несколько лет значительно увеличился рост студентов в ИТ-специальностей, но не увеличилось число преподавателей!
Образованию на уровне государства уделяется большое внимание. Как ВУЗам и бизнесу воспользоваться этими возможностями?
Цифровой рынок растет, исследования потребностей в кадрах через 1-3-5 лет выдаёт цифру в 367 тыс. специалистов высшего звена, 111 тыс. специалистов среднего инженерного состава, айтишники востребованы и забираются крупным бизнесом, корпорациями, в бюджете тоже огромное количество рабочих мест, малому бизнесу всё труднее конкурировать за специалистов.
Цель всех обращений к федеральным властям, чтобы создавались условия для удержания высококлассных специалистов через льготы, снижение риска утечки кадров за рубеж. По-прежнему остро стоит тема мобилизации и тема брони для ИТ-молодёжи, важно стимулирование молодых выпускников оставаться в профессии.
По исследованиям на рынке труда висят 80% вакансий мидл и сеньоров, тогда как предложений резюме это 80% джуны! Получается такой диссонанс, и складывается ситуация, что происходит перевыпуск джунов , которые не нужны на рынке, что даёт ложную картину подготовки кадров! Бизнесу нужны профи, ВУЗы выпускают молодых айтишников с минимальным набором компетенций. И нужен реестр всех айтишников, государство любит цифры и учёт - в этом тренд от государства создать базу данных и реестры специалистов, чтобы понимать и закрывать потребности через подготовку в ВУЗах, повышение квалификации на "Цифровых кафедрах" и развивать институт самозанятых и фрилансеров.
Отсюда вытекает следующая задача - разработать методику тестирования, возможно, выстроить это через отношения с НН.
Если раньше была задача бороться за количество бюджетных средств, то теперь задача учёта и понимания квалификации кадров в РФ.
За подготовкой кадров еще более остро встал вопрос привлечения в преподаватели грамотных высококлассных специалистов из бизнеса, предприятий и команд. По стандартам ФГОС в ВУЗах уже сейчас должно работать от 5 до 20% корпоративных преподавателей. И чем крупнее ит предприятие, тем важнее делегировать привлекать этих сотрудников в преподавание! Для этого опять же мотивировать этих профессионалов отдавать свои знания и время студентам!
И тут порадовал опыт Новосибирского политеха, когда вербовка стать преподавателем на выпускающей кафедре начинается с младших курсов! И преподаватели от производства возвращаются семинаристами при позитивном наставничестве профессиональных лекторов. Такая ценностная работа важна и дает уверенность , что вчерашний выпускник, став востребованным программистом, замотивирован вернуться на свою кафедру преподавать даже 1-5 занятий, но с опытом коммерческих навыков.
На конференции также был представлен опыт организации "Цифровой кафедры" в Красноярске, Омске, Новосибирске! , когда не ИТ получают образование в ИТ-области. В гос. университете НСК таких 4 шт цифровой кафедры, в т.ч. успешный опыт для юриспруденции. Через обучение на базе юридического института прошло около 200 студентов-юристов, которые потом уйдут работать в суды, в адвокаты, станут корпоративными юристами и будут сталкиваться в своей работе с ИТ, и будут защищать клиентов по договорам ИТ и создавать свои сайты юристов.
И тут вот ремарка - давно зреет мысль открыть новое направление своей организации как оказание юридических услуг по делам, связанным с ИТ.
Из внесистемных подходов прозвучал опыт привлечения к преподавательской работе через стажировку студентов, через решения боевых коммерческих задач, тогда и студентам польза и получение реального опыта, и есть заинтересованность наставников от предприятия тратить свое время и учить студентов основам работы в компании. От этого процесса выигрывает обе стороны - и студенты, и компании, а также ВУЗы и сами люди, вовлеченные в обучение.
Итогом таких стажировок становится смена статуса студента в работника, по статистике почти все ИТ-студенты к 3-4 курсу уже работают, для многих не стоит вопрос как устроится на работу, а важнее как работать целый день и при этом успевать учиться.
И появилось новое слово в лексиконе - амбординг - это адаптация студентов к началу трудовой деятельности, рассказы об азах ответственности, сроках сдачи проектов, дисциплины на рабочем месте, что для многих является открытием себя и своей проф.роли в организации! Малый региональный бизнес с удовольствием забирает себе целые команды студентов-разработчиков, получая умные головы за более недорогие деньги, чем поиск мидл-разработчика или сеньора-разработчика на рынке! Региональные компании часто становятся плацдармом на 2-3 года для выращивания высокопрофессионального программиста, кузницей грамотных кадров, но на короткий срок. И цель двух сторон успеть с максимальной выгодой получить хороший результат за дешево.
Итогом всех мероприятий от профессиональных сообществ становится процесс удержания кадров в регионах, чтобы на местах формировалась проф. когорта, кто может влиять на отрасль и возвращаться преподавать в ВУЗы на неполный 1 день, на 1 лекцию, на 1 неделю своей жизни стать наставником и лектором.
И хороший пример коллаборации бизнеса и ВУЗа в Омском политехе на кафедре Математических метолов и прикладной информатики. Начало было положено в 2016 года с организации практики студентов по 1С на базе предприятия, потом добавили и увеличили количество часов на пара лекций и лабораторных в следующих годах, вплоть до настоящего периода переформатирования всего учебного процесса под изучение 1С и подготовку инженеров по 1С. И тогда исключается проблема трудоустройства на пером месте работы: "Забудьте чему вас учили". Сразу в течение 4-х лет формируются компетенции и навыки студентов, востребованный на предприятиях, с понимаем что ждет его и что ждут от нового работника ИТ-компании. Студент сразу учится на коммерческих проектах и погружается в трудовой процесс - получается синергия за счет переплетения знаний, скилов и хардов.
К сожалению, только 2-4 % ВУЗов применяют такую технологию, поэтому цель Ассоциаций масштабировать, информировать об успешном опыте и внедрять на местах опыт привлечения преподавателей-практиков, и есть примеры Красноярка, где такое привлечение преподавателей достигает 14%. И решает еще одну озвученную проблему - костность основного профессорско-преподательского состава, когда из года в год десятилетиями начитывается одна и та же тема из разряда "вел и буду вести".
Упомянули Ресурсные центры как профессиональную площадку и индустриального партнера, тенденция объединяться, проводить экспертные сессии, генерировать идеи и предложения к Минцифре.
И совсем радужно и позитивно прозвучал тезис сделать к 2030 году Омск агрегатором ИТ, всё отчётливее появляется фраза "Омск- это просто космос, планы запуска парка высоких технологий, понятие цифровой регион. А пока продолжает работать, встречаться на таких вот Межотраслевых конференциях и сделать календарь ИТ-событий , чтобы дополнять и усиливать общественную значимость от конференции к форуму , от города к городу. И в сентябре 2024 нас уже собралось 9 региональных представителей! И власть должна услышать и выполнять задачу ИТ как свою приоритетную!
По результатом 2-х дней работы: сформировала инициативная группа по составлению предложения к Минцифре по всем прозвучавшим вопросам.
И наш следующий сбор на Красноярском диджитал форуме 21-22 ноября 2024! До встречи и до новых событий!
Ваша КТВ и веб-студия "Атолл", ит-компания Омска.