Создать бота в телеграм: кейс c картинками
Обновлено 23.01.2025 Время прочтения 7мин
В уже далёком 2022 году в жизнь простых потребителей ворвался Телеграм, начался бум создания Телеграм-каналов, о первых успехах продвижения мы писали тут. И вот в 2024 по нашей оценке случился снова бум - теперь уже чат-ботов телеграм. В угоду трендам ИИ многие директора осознано, а многие по-модному стали создавать себе боты.
И уже тут и там встречаются фразы и надписи: К старту конкурса мы запустили чат-бот, ИИ-помощник доступен в Телеграм — @name_bot, «консультировать» о правилах конкурса он будет круглосуточно.
или
Внимание, предновогодний конкурс ! Для тех, кому нужна помощь с консультацией по проекту или тех, кто хочет, чтобы мы рассказали о его проекте прямо сейчас переходи в телеграм-бот!
Так и наша ИТ-работа, чтобы создать чат-бот началась со звонка: "А вы знаете, нам сказал министр на совещании, что всем подведомственным учреждениям нужен бот для общения с населением, чтобы не отставать и было как у всех".
Сказано-принято-начато разработка бота гос. Юридической консультации ! Сразу скажу, что процесс коммуникации по выявлению пожеланий и формированию структуры в бумажное ТЗ шёл очень непросто!
Первоначальная задача звучала как сделать 5 кнопок по присланному образцу ЮрБюро, чтобы разместить на кнопках самое популярное из вопросов: кто может получить юр.помочь, по каким вопросам, адреса пунктов, адреса адвокатов и самые актуальные ЧЗВ. Я как человек опытный с большой надсмотренностью в интернете очень широкого круга проектов и решений предложила достаточно лаконичный и оптимальный для просмотра с телефоном проект архитектуры TG-бота с максимального короткими и понятными заголовками, собственного логичными кроткими вопросами и такими же ответами. Но при первом подучении документа и согласовании ТЗ мы столкнулись с юридической казуистикой и указанием брать в контент полноценные официальные выдержки из законов и документов сообразно сложному юридическому языку.
Итогом, структура на бумаге стала выглядеть как аналог (или замена сайта) с простынями текстов и целыми предложениями в качестве заголовков. И сразу скажу, что, конечно, это не соответствует ожиданиям юзеров и сложно умещается в экран телефона, еще сложнее читается и понимается мозгами того самого населения. Это просто избыточно!
Пример ТЗ первого экрана ТГ-бота.
Пример ТЗ второго экрана Меню ТГ-бота.
Пример ТЗ видимого ответа бота при нажатии на кнопку.
2 этапом было создание Официального Технического задания для 44-ФЗ. Это полноценная отдельная работа! Составление документации занимает много времени и требует массы знаний как сделать то, чего еще нет. Но об этом напишу как-нибудь в другой раз...------------- тут
А здесь приведу такое же официальное Описание проекта , сухими словами чиновника, как и привыкли отписывать ситуацию все юристы, но не готовы воспринимать обычные читатели интернета. И пример работы нашего контент-менеджера, умеющего создавать тексты разного стиля, эмоций, сложности. И как создаются тексты со 100% оригинальностью наша статья ----------тут
Описание создание бота для телеграм
Реализованный проект телеграмм-бота urist47_bot может рассматриваться как социальный проект, предназначенный для оказания бесплатной и оперативной юридической помощи отдельным категориям граждан ленинградской области и других регионов РФ. Среди категории граждан, для которых создавался данный телеграмм-бот могут быть выделены следующие:
малообеспеченные граждане и инвалиды, ветераны и герои РФ и СССР, военнослужащие и мобилизованные, дети-сироты и их законные представители, беременные женщины и многодетные родители, пенсионеры.
Используя телеграмм-бот urist47_bot после перехода по ссылке t.me//urist47_bot существует возможность получения ответов на такие вопросы как сроки оказания бесплатной юридической помощи и адреса её получения в ленинградской области, порядок и способы предоставления документов для оказания бесплатной юридической помощи. Кроме этого, телеграмм-бот позволяет получить ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, среди которых присутствуют вопросы относительно участия граждан в СВО, взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, подтверждения права собственности на недвижимое имущество, завершение декретного отпуска и возможности его продления…В телеграмм-боте urist47_bot присутствует функция отправки текстового сообщения оператору социальной службы для предоставления более развернутого ответа по интересующему вопросу. Используя оставленную гражданами информацию для организации обратной связи (номер мобильного телефона или адрес электронной почты) оператор социальной службы формулирует и отправляет ответ на поставленный вопрос также в виде текстового сообщения.
В качестве возможных путей развития проекта телеграмм-бота консультанта urist47_bot по вопросам оказания бесплатной юридической помощи могут быть указаны направления его развития связанные с применением систем искусственного интеллекта, позволяющих более детально формулировать ответы в виде текстовых сообщений на получаемые вопросы от граждан. Кроме этого, следует предусмотреть возможность отправки ответов на вопросы граждан в виде голосовых сообщений.
А теперь живой слог и пара человеческих слов о проекте.
На любом проекте при открытии бота как и при открытии сайта нас встречает красочная картинка и приветствие участникам! Для нового тг-бота качестве образца был прислан скрин на похожий бот по другой теме, но в рамках единого заказчика, хотелось и задумывалось придать узнаваемости. Это, кстати, частый приём в маркетинге, когда продвижение бренда имеет значение!
Весь коллектив учреждения принимал участие в составлении задания дизайнеру, простые юристы на неделю стали дизайнерами и художниками, коллективный труд выдал на гора эскиз, приброшенный в Paint. Это тоже, кстати, очень полезный и удобный метод выразить свои ощущения и пожелания к дизайну. Я очень люблю такие эскизы и с удовольствием обсуждаю, что можно принять как разумное, а от чего тактично отговариваю клиентов. Намного хуже бывает, если заказчик выдает "бесценное" указание - делайте красиво, чтобы мне понравилось. Это почти всегда путь в никуда! В этот момент хочется заорать и кинуть в монитор телефон, но вспоминается другой сказочный камень "принеси то не зная что", но это тема отдельной статьи...Когда-нибудь я её напишу...Но здесь нам вот сказочно повезло, и спасибо Елене, что прислали мысле-эскиз, вот такой замечательный набор элементов хотелось бы увидеть по кнопке "старт".
Что можно выудить из такого эскиза: во-первых, логотипов стало явно больше, чем изначально было прописано в ТЗ. Во-вторых, на удивление очень добрые и почти мультяшные картинки мы увидели на примере, что радует и воодушевляет! И тут вспоминается как-то наш проект создания сайта Ритуальных услуг, когда очень впечатлительный и суеверный молодой дизайнер наотрез отказался вникать в тему похорон. И стало понятно, что привычная Фемида, образ судьи в мантии и прочая атрибутика юридических услуг не будет использоваться.
И получился вот такой дизайн, который можно использовать и как отдельный веб-баннер для ленты соц.сетей и наружной печати типографии (всегда забываю "допродать себя, что да, наружка и баннерная реклама тоже входит в фокус наших услуг, делаем весь графический фирменный дизайн).
Далее в работе была лента кода на Pyton, в принципе бот на 5 кнопок требует на такой уж великой длительности разработки. По сути это 1 день программирования. И поскольку изначально программа нужна была "вчера", то вся демо-стадия завершилась за три дня и к понедельнику следующего рабочего совещания было что показать и как отчитаться! Это вот радует и где-то гордость за свою команду, что есть дисциплина труда и дедлайн сдачи проекта. И вот так теперь видят и общаются в телеграм люди ЛО по вопросам бесплатной юр.помощи.
В нашей работе после создания программы для ЭВМ хоть для сайта, хоть для бота наступает этап заполнения контентом. На каждой кнопочке должен появиться текст, сложность этого проекта была, что запрещалось сокращать законное описание раздела, а это ни мало, ни много 40 листов контента! Конечно, это не формат телеграм, о чём собственно хотелось донести до юристов. Никто не будет читать такие выдержки из закона! Это никак не упростило людям задачу понимания своих прав, это не уменьшило потом обращений на горячую линию и не разгрузило юристов от бесконечного повторения одного и того же, хотя в этом и есть смысл робота-помощника. Точка зрения вебщика не была принята в расчет, все многочисленные разделы программы получили своё описание и ровно улеглись на сервере в папку программы.
А вот с длиной названий, как я и предупреждала , возникли проблемы. Не помещаются в экран и в API Telegram длинные казённые названия сухого написания заголовков! Можно хоть сколько составлять в протоколе правок пункты: сделайте так, чтобы название "Порядок обращения за бесплатной юридической помощью и виды бесплатной юридической помощью" не сворачивалось в три точки, но при всем уважении к людям, машины имеют свои законы и алгоритмы, не удалось запихнуть 90 символов в разрешенные 60, все заголовки уменьшали в рабочей программе в ночь и перезапускали сервер.
И скажу на завершение статьи, что изначально задумывалась очень маленькая программка телеграм-бота в очень кратчайшие сроки, но за месяц начала использования, периода тестирования всеми своими юристами учреждения, а также контрольная проверка вышестоящими специалистами путём многоразовых изменений и исправлений, показало, что для режима правок контента "закон вышел вчера, нужно вчера, а узнали сегодня", статичный код не удобен в администрировании. И не зря всё сайты (а это ведь тоже просто программа) ставятся на CMS.
Ремарка. Меня саму очень бесит и дёргает на чужих сайтах ошибки русского языка! Поэтому не устаю возвращать и переделать даже одну букву!
И пример сюда для читателей и такой же скрин кода программы телеграм как ставится изменение даже одной буквы в открытом коде на сервере.
не открою секрет, что программист, когда занимается непосредственно кодингом, знает и максимально сосредоточен на своих навыках помнить до 1000 служебных команд и тегов, и не успевает включить внимание на правильное написании орфографии.
Работа bot telegram создать и запустить сделано! Приятно, что раскрутке и пиару заказчик уделил достойное внимание. Ссылка на чат-бот появилась в мессенджерах и соцсетях. И теперь наша задача техподдержки и развития проекта как сделать в телеграмме бота и улучшить общение с клиентами.
За время первых двух месяцев накоплен список субъективных моментов пользовательского тестирования и редактирования силами специалиста учреждения. Оказалось, что очень нужна панель управления. И главный вывод в продолжении работ по bask и программированию административной части, чтобы оперативно менять переменный контент.
p/s/ На заставку статьи картинка создана нейросетью, по заданному промту "телега везёт счастливую семью", что умеет ИИ и как помогает в работе маркетолога читайте нашу статью.
Статья подготовлена инженером проекта Щербаков Александр, опыт работы в ИТ более 20 лет, автор книги "Программирование для чайников на Pyton", год издания 2024.